понедельник, 21 апреля 2014 г.

Как учить стихотворения с ребёнком: практические советы

  Как учить стихи с ребенком?

Максимум эмоциональности и выразительности

Следуя детской природе, учить стихотворение с ребенком нужно эмоционально и выразительно, иначе оно потеряет для него всякий смысл. Коллективные заучивания стихов в детском саду нередко превращаются в монотонное повторение рифмованных строчек за воспитателем. О какой красоте поэтической формы можно в этом случае говорить? А ведь ребенок, который не проникнется ее очарованием в детстве, во взрослой жизни может и не обратиться к поэзии.         

Предварительный этап заучивания стихотворений

Для начала новое стихотворение должен выразительно прочитать взрослый (лучше, конечно, наизусть). Непонятные ребенку слова, которые присутствуют в тексте, нужно разъяснить, после чего снова медленно прочитать стих. Дальше нужно рассказать малышу о том, кто и когда написал его, внимательно рассмотреть иллюстрации. Такая предварительная работа способствует формированию у ребенка образа поэтического произведения и культуры заучивания. Можно предложить малышу нарисовать стихотворение, с которым он сегодня познакомился. Эти маленькие шедевры нужно собирать в отдельную папку, периодически просматривать их с ребенком и вспоминать выученные стихи. 


Выбираем подходящую методику заучивания

Каждый человек запоминает стихотворение по-разному. Одни хорошо схватывают текст на слух, другие же должны его сами несколько раз прочитать или увидеть иллюстрации. Кто-то ходит по комнате, попадая в стихотворный ритм, а кому-то необходима полная неподвижность. Исходя их этих особенностей, существует несколько различных методик заучивания стихов с ребенком(визуальная, двигательная, слуховая, логическая). Можно попробовать каждую из них, чтобы найти наиболее подходящую для своего малыша. 

1.    Визуальная методика. 
Итак, предварительная работа проведена, и можно приступать непосредственно к заучиванию стихотворения. Важно дать ребенку правильную установку на запоминание рифмованного текста: «Это стихотворение мы будем учить. Твоя задача – его запомнить, а я тебе в этом помогу». Далее взрослому необходимо читать по одной строке и изображать на бумаге (хотя бы схематично) ее содержание. Для этого совершенно не обязательно уметь хорошо рисовать. После ребенок по нарисованному плану несколько раз воспроизводит стих, затем наглядную опору убирают и повторяют текст без нее. 
2.    Двигательная методика. 
Суть этой методики состоит в том, что запоминание стихотворения сопровождается выполнением определенных движений. После установки на запоминание взрослый предлагает малышу взять толстую нитку и сделать из стишка клубочек. Проговариваем строчку за строчкой и одновременно наматываем нитку. Готово? Повторяем стихотворение, разматывая клубок, и снова наматываем. После этого нужно предложить ребенку спрятать ручки за спину и «понарошку» намотать клубочек. Вместо нитки можно бросать по одному шарики в ведерко, собирать пирамидку, нанизывать бусины на веревку.  Существуют и другие эффективные методы заучивания стихов в движении.
3.    Слуховая методика. 
Этот метод пользуется наибольшей популярностью. Взрослый настраивает ребенка на заучивание стихотворения и просит включить в головке маленький магнитофон, который запишет рифмованный текст, а потом его воспроизведет. Сначала малыш слушает взрослого, затем повторяет отрывок вместе с ним, после ребенок повторяет текст самостоятельно, а завершает снова взрослый. Данный метод основан на повторении двух или четырех строчек, которые объединены рифмой. Она и является главной опорой для запоминания стихотворения на слух.    

4.    Логическая методика. 
Есть дошколята, у которых ведущей является логическая память. Для них предлагается использование следующей методики. После предварительного этапа и установки на запоминание взрослый читает начало стихотворения, а затем предлагает ребенку рассказать своими словами по памяти, что же было дальше. Продолжаем чтение с того места, где малыш остановился, затем снова читаем и просим ребенка продолжить. Этот прием способствует созданию смысловых связей, на которые и опирается малыш. После повторного прочтения четырех стихотворных строк просим ребенка пересказать их так, как это сделал автор.        

Как видим, заучивать стихотворения с ребенком интересно, полезно и несложно! Чтобы стихи запоминались легко и быстро, важно как можно раньше познакомить малыша с рифмой, учитывать возраст и темперамент сыночка или дочурки, выбирать подходящие произведения и найти оптимальную методику заучивания. Желаем успехов!

Комментариев нет:

Отправить комментарий